Семья Гладковых жила в частном секторе, на улице Саратовской. Здесь фруктовые деревья – вишни, черешни, абрикосы – росли просто на улице. Но черешни, и не только в Никополе, называли по-народному «вишнями», как в народном фольклере: «Ой под вишней, под черешней»… Но дети в Никополе по садам вишни почти не крали. Потому, как сознается Гладков, он и перенес события в песне в сельскую местность, где такое случалось чаще, особенно когда приезжают на каникулы городские школьники и пэтэушники. Тетя Груня на Саратовской улице была точно, а вот «дядя Ваня» – образ обобщенный. Возможно эта песня так и осталась бы на «никопольском уровне», если бы в следующем году не сбылась мечта Гладкова – поступил в днепропетровский мединститут. Там, на вечеринке в спортивном лагере, среди других песен, и исполнил «Вишни». Песню эту услышал Владимир Евдокименко, который учился в том же «меде» на пару курсов старше. Он по вечерам поигрывал на гитаре в порядке заработка на эстраде местного ресторана «Красный коралл». Именно его следует благодарить в популяризации песни. Дело в том, что Володя передал магнитофонную запись песни своему другу-музыканту Жене Семенову, который как раз выезжал лабать в Магадан, ведь там можно было, правда, в чудовищных погодных условиях - очень быстро срубить сумасшедшие деньги, пропиваемые местными золотодобытчиками в ресторанах. Именно в Магадане её услышал Шуфутинский, лабавший в ресторане «Северный».
Примечание MYZTABLOIDa:
Михаил Шуфутинский в своей книге «И вот стою я в черты» сознается, что именно из этой песни начал жизнь успешного певца: «Услышав вот Вадика Косинова (в одном магаданском ресторане) эту песню («Поспели вишни»), мы поняли, что нужно петь, и деньги потекли рекой. Эту песню неизвестного автора я спел раз 500, если не больше».
Григорий Гладков:
«Ничего в ней особенного нет, а между тем во всех молодежных компаниях восьмидесятых, где я так или иначе вращался, ее пели вовсю, дружно хохоча. Именно из Магадана песня мгновенно разнеслась по всему Советскому Союзу. Ее, кроме Шуфутинского, исполняли практически все самые яркие представители российского шансона – Аркадий Северний, «Братья Жемчужные», Иван Московский, Виктор Шульман (со слов Вилли Токарева), Виктор Королев. В российских ресторанах Америки и Израиля, Германии и Франции «Поспели вишни» становятся обязательной составляющей репертуара рядом с «Муркой» или «Хохолком». При этом непременно песню подавали как «народное достояние». Ясное дело, в таком непрестанном процессе некоторые строки переиначивали. А барды Виктор Баранов и Леонид Мараков даже написали пародию: «Поспел маис на ранчо дяди Билла»».
MYZTABLOID:
Конечно, юный Гладков о таком понятии, как авторское право тогда и представления не имел. Однако заверяет, что его признание в этой ипостаси могло состояться еще в 1973 году, когда ему за двадцать перевалило. - Но тогда лучше было об этом… молчать, – сознается. – В 1973-му комиссии по культуре ЦК ВЛКСМ стали ездить по Советскому Союзу и изучать, под какую музыку молодежь отдыхает. Относительно этого была публикация в «Комсомольской правде». Речь шла в ней о том, что в славном городе Джезказгани криминального вида лица десять раз кряду заказывают одну и ту же босяцкую песню «Поспели вишни в саду в дяди Вани». Сколько, мол, нашу молодежь будут обрабатывать подобными образцами низкопробного творчества какие-то неизвестны авторы? Время уже с ними разобраться! Если бы «компетентные органы» узнали о моем авторстве, из вуза вылетел бы элементарно.
Хит, однако, триумфально шествовал по стране, а врач Гладков работал себе на двух ставках - в городе и в санатории, не получая ни копейки авторских, а Шуфутинский на Бродвее продолжал воспевать предприимчивость Григория и Петьки.
Когда Шуфутинский вернулся из эмиграции, он заехал в Днепропетровск, и Гладков пришел к нему за кулисы признаваться в авторстве. Шуфутинский, вероятно подумал, что сейчас с него потребуют авторский гонорар, но ничего подобного не произошло. Гладкову хотелось лишь зафиксировать свое авторство.
Впоследствии, Григорий Евгеньевич обратился на Радио Шансон, и там им заинтересовались. Он спел свои "Вишни", и на него поглядели, как на раритет, пригласили в несколько жюри, таким образом, придав ему статус классика жанра, а потом предложили записать альбом.
Григорий Гладков:
«Только фамилию, сказали, выбери другую. Мало того, что один композитор Гладков уже прославился на весь мир «Бременскими музыкантами», так есть еще и Григорий Гладков, автор «Пластилиновой вороны» на стихи Успенского. Возьми сценический псевдоним – например, девичью фамилию матери».
Девичья фамилия оказалась красивая, и свой первый альбом Григорий Гладков записал под псевдонимом Лиханский.
В канун тридцатипятилетнего юбилея песни, в 2003 году, Григорий Гладков торжественно получил авторские права на свой шедевр и теперь показывает их всем интересующимся. А в Сочи, Одессе и на Брайтоне по-прежнему поют неувядающий народный хит всех дворов и народов:
- А ты, Григорий, не ругайся, а ты, Петька, не кричи,
А ты, с кошелками, не лезь поперед всех. (Куды ж ты прешь ?!)
Поспели вишни в саду у дяди Вани,
А вместо вишен теперь веселый смех…
Все желающие могут лично познакомиться с Григорием Гладковым 24 июня в днепропетровском ресторане с итальянским названием -SanRemo, расположенным по адресу: пр. Мира, 1-б.
Тел. для заказа столиков : (056) 725 96 40
Встреча состоится в 19 -00.
В программе прозвучат песни в исполнении авторов и резидентов «международного шансон-клуба».
На Ваши вопросы ответит менеджер «клуба» по тел: 097 284 01 89 .